logotype
Pieter Paul Rubens.
image1 image2 image3 image4 image5 image6 image7

 rub 01Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - знаменитый фламандский живописец, происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города  Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кельне, где вошел в близкие отношения с Анной  Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого; эти отношения вскоре перешли в любовную связь, которая была открыта. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и настояний своей жены, Марии Пейпелинкс.

Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 - 78 гг., и  где 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец  Питер Пауль Рубенс.

Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Pубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у графини Лалэнг.

Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие вселить в молодом художнике любовь к всему античному.

В 1598 г.  когда Питеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают мастером в гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников, старейшина которой был его бывший учитель Адам ван Ноорт. Хотя у Рубенса пока не было собственной студии и он продолжал еще целых два года работать у Отто ван Веена, ему разрешалось брать учеников , а это означает , что он пользовался высокой репутацией. В это время у матери хранилось уже несколько его картин, так как она с гордостью говорила о них в своем завещании.

В мае 1600 года Питер Пауль Рубенс, не достигнув еще двадцатитрехлетнего возраста, отправился в Италию. Он был молод, красив, хорошо воспитан. Знал английский, испанский, французский, итальянский и латынь. Диплом свободного художника гильдии святого Луки и кошелек матери помогали ему верить в свою звезду.

В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию.

В итальянский период своей деятельности, Pубенс не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя  картины. Рубенс усердно копирует Тициана, Корреджо, Веронезе. У собирателей того 

rub 06времени вошло в  обычай обмениваться копиями: за неимением оригинала можно восхищаться хотя бы его отблеском. Гонзага заинтересовался работами Рубенса и вскоре посылает юного мастера в Рим для выполнения копий с картин великих художников.В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ:  

rub 03"Воздвижение Креста", "Христос в терновом венеце",  "Распятие" ,"Гераклит и Демокрит", "Святая Троица", "Св. Георгий с драконом" , "Обрезание"В 1603 г.  Рубенс получил  заказ, от которого у него захватило дух, - ему предстояло написать портрет самого герцога Лермы, сидящего на коне. Этой работой двадцатишестилетний Рубенс по-настоящему блеснул. Он решил избрать трудную для исполнения композицию герцога на коне. Этот портрет очень понравился не только самому персонажу, но и всему испанскому двору.Через

rub 07несколько лет слава о нем преодолела границы, и  другие художники пытались использовать ту же композицию и технический прием с использованием уходящей вверх "спирали" (постепенное повышение).

В 1608 г. Рубенс находился в Риме, когда пришло к нему известие о   тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он  вернулся на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на    данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря гор. Антверпена.

За годы после назначения Рубенса придворным  живописцем он не только выполнял положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и занимался декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал принимать заказы от других покровителей, как в Испанских Нидерландах, так и из-за  рубежа. Придворным художникам обычно предоставлялось жилье либо во дворце, либо рядом с ним, в Брюсселе, но Рубенс добился права жить в Антверпене. Рубенс умел сочетать грациозные, вежливые манеры с отменным упорством в делах, касавшихся его дальнейшей карьеры. Вероятно, он проявлял такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. Его умение успешно улаживать свои дела через несколько лет навело восприимчивую эрцгерцогиню на мысль использовать даровитого художника в качестве дипломата. Так началась необычная дипломатическая карьера Рубенса.

rub 02Вскоре Рубенс достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста"Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" , "Поклонение волхвов"  и колоссальное изображение "Страшный суд".Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы", "Охота на львов" , в 1619 г. "Последнее причастие св. Франциска", "Битва амазонок с Греками"  и 34 картины

rub 09для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г. пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г. исполнено известное "Прободение ребра Спасителя"  и, наконец, в 1622 - 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины  аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню.

rub 11Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя.Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде  (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории кор. Иакова II.

rub 15Работая в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания: "Поклонение волхвов" , "Бегство Лота" , "Христос и Грешница" ,                   "Воскрешение Лазаря" , "Вакханалия" , "Вакх", "Сад любви" , "Игру кавалеров и дам в парке", "Возчиков камней"  и др.

В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла, а в 1630 г. он

rub 14вступил во второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в каждой картине своего мужа.                                                                             

Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. 

В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св.Ильдефронсу" , продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу rub 20
брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" ( 9 сцен), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" ( 9 сцен).

Когда в 1635 г., через год после смерти правительницы Нидерландов  инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца. Кроме этих  работ, Рубенс исполнил немало и других:

rub 22серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины "Суд Париса" и "Диана на охоте" , а также целый ряд пейзажей,   в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам"  и "Радуга" . 

Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-rub 23
Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем для сочинения   Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных  листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток.                                           

Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 г.                                                                                                          

 В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII века, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.            

Обычно Рубенс создавал небольшой эскиз будущей картины, нанося на светлый грунт основной рисунок коричневатыми мазками и строя цветовую композицию при помощи немногочисленных светлых красок. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера. После этого картина доделывалась учениками. Затем уже Рубенс проходил картину своей кистью. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рубенс нередко придерживался старонидерландского обычая писать на деревянных досках, покрытых по светлому грунту  тонким красочным слоем и создававших эффект зеркально полированной сияющей поверхности.

b_0_250_16777215_00_http___www.megabook.ru_imgs_ParagraphMarker.jpgУчениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый Ван Дейк,  Квеллинус, Схуп, ван-Гук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др.                                         

Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (сохранилось около 300 рисунков).Искусство Рубенса  отличающется живым и мощным ощущением натуры  и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров.Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете красоты. Свойственные барокко черты условности и внешней экзальтации отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности.                                                                   

Изучая в первую половину своей жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи Возрождения, он брал от каждого из них приемы и качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые симфонии красок; от Микеланджело - мощность фигур и энергичность движения, по преимуществу драматического; от Леонардо да Винчи иРафаэля- совершенство рисунка и  ясность композиции; от Корреджо - пластичность форм и искусство светотени; от всех вместе - постоянное стремление к изучению натуры, каков ни был бы сюжет.                                                                                         

Почти все произведения Рубенса были гравированы, и притом                        неоднократно; многие из снимков с них исполнены под                                    непосредственным его наблюдением, при чем он сам нередко исправлял рисунок граверов, к числу которых принадлежат: К. Галле, Сваненберг, Матам, И. Мюллер, П. Соутман, Ворстерман, Понциус, В. и С.Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др.                                                                        

зарегистрировать в каталоге

Видео,смотреть онлайн

Шедевры художников

2018  Рубенс Питер Пауль   globbers joomla templates
Рейтинг@Mail.ru Правильное питание и диета